Пиратский контент в интернете ждут трудные времена

Наушники

© fotolia.com/ Eugenio Marongiu

МОСКВА, 19 окт — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Российские медиа- и интернет-компании встретились в пятницу на площадке Роскомнадзора для обсуждения антипиратского меморандума, который обяжет удалять ссылки на пиратский контент во внесудебном порядке. По словам пресс-секретаря Роскомнадзора Вадима Ампелонского, все принципиальные противоречия в ходе встречи были сняты, и следующая неделя будет посвящена подготовке меморандума.

Суть документа сводится к досудебным разрешениям споров правообладателей и интернет-площадок. Неразрешимые конфликтные ситуации предлагается решать с помощью независимого органа, которым, возможно, выступит Роскомнадзор. Документ будет действовать с момента присоединения конкретной компании к меморандуму: если конкретная интернет-площадка подписала меморандум, то считается, что он уже начал действовать. 

Конфликт начался в августе этого года, когда четыре телекомпании, входящие в «Газпром-медиа», подали в Мосгорсуд иски о полной блокировке в «Яндексе» пиратских копий ряда сериалов. После того, как над всем сервисом «Яндекс.Видео» нависла угроза блокировки, поисковик решил удалить из поиска все ссылки на страницы со спорным контентом. При этом пользователи потеряли возможность отыскать и легальные сайты, поскольку поисковик не в состоянии отличить их от пиратских.

По словам представителя Роскомнадзора, позиция «Яндекса» в переговорах по пиратскому контенту конструктивна. В самой компании заявили, что рассчитывают совместно с правообладателями выработать прозрачные решения по борьбе с пиратством. «Сейчас мы прорабатываем технические моменты в финальной редакции меморандума. После подписания меморандума необходимо закрепление решения на законодательном уровне», — сказал представитель компании.

Роскомнадзор: «Яндекс» и правообладатели сняли противоречия по меморандуму о пиратстве

В свою очередь, «Газпром-медиа» воздерживается от оценки перспектив заключения с «Яндексом» меморандума, поскольку обсуждение еще не закончено. На данный момент главное противоречие заключается в том, что правообладатели требуют от «Яндекса» подписания меморандума безотносительно других интернет-площадок, тогда как поисковик хочет, чтобы к соглашению присоединились все аналогичные сервисы. Однако, в отличие от «Яндекса», с Google и Mail.Ru Group порядок взаимодействия по удалению пиратских ссылок уже прописан.

«ЯНДЕКС» ОТВЕТИТ ЗА ВСЕХ

В настоящий момент ответственность за публикацию несет интернет-ресурс, который содержит ссылку на пиратский контент, констатируют опрошенные «Прайм» эксперты. Логично, что в создавшейся ситуации за невозможность нахождения адресов размещения пиратского контента будет отвечать компания «Яндекс». 

«Дело в том, что обязать крупную компанию в российской юрисдикции выполнять предписания регулятора технически неизмеримо проще, чем добиваться удаления пиратского контента от десятков или даже сотен тысяч физических и юридических лиц, на сайтах которых находится этот контент. Таким образом, речь идет не об удалении пиратского контента «из интернета», а о прекращении его индексации поисковым механизмом Яндекса», — рассказал профессор РЭУ им. Г.В.Плеханова Тимур Садыков.

При этом эксперты отмечают, что техническая возможность удаления ссылок только на пиратский контент существует. «Экспертизу контента должны производить правообладатели, являясь заинтересованной стороной. Соответствующую доказательную базу они должны предоставлять в Роскомнадзор, после соответствующей проверки Роскомнадзор принимает решение о начале процедуры блокирования пиратского контента», — отметила замдиректора Института правовых исследований и региональной интеграции РЭУ имени Г.В. Плеханова Наталья Свечникова.

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПОЛНЫМ ХОДОМ

Поисковые системы давно проводят блокировку ссылок на страницы с пиратским контентом, информация о блокировках отображается в нижней части окна браузера. Однако существенно изменилась ситуация с пиратством за последние несколько лет, считает Денис Кусков из агентства Telecom Daily.

Акции «Яндекса» усилили снижение на Мосбирже, упав к минимуму за 10 месяцев

«Если раньше большая часть контента была пиратской, то сейчас мы можем говорить о соотношении примерно 50х50. 100% легального контента никогда не будет, пиратские копии есть и в США, и в Европе. Однако рано или поздно мы придем к соотношению 80х20, и это будет очень хорошим показателем», — считает он.

По словам эксперта, популяризации легального контента способствуют несколько факторов. Во-первых, это рост самосознания людей, все больше готовых платить за возможность быстро найти нужный фильм и посмотреть его в хорошем качестве. Во-вторых, правообладатели начинают снижать ценник, и чем дешевле, тем больше люди платят.

По словам Кускова, в первом полугодии 2018 года рынок онлайн-видео вырос на 20% в денежном выражении, что свидетельствует о росте популярности лицензионного кино. Если пиратские копии нельзя будет найти в поисковиках, это станет серьезным подспорьем, заключил он.

Источник