Мировой опыт: что сделал Китай, чтобы утроить объемы привлечения инвестиций

В последнее время правительство Беларуси уделяет немало внимания укреплению инвестиционного имиджа в глазах иностранных инвесторов. При Совмине создан Консультативный совет по иностранным инвестициям, НАИП и Минэкономики разрабатывают Стратегию привлечения прямых иностранных инвестиций до 2035 года, много усилий направлено на улучшение позиций страны в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка. Но и другие страны не стоят на месте. В частности, на прошлой неделе громко заявил о себе Китай.


Фото: Reuters

По оценкам экспертов, закон об иностранных инвестициях, принятый Всекитайским собранием народных представителей 15 марта 2019 года, позволит Китаю привлечь 1,5 трлн долларов иностранных инвестиций в течение 10 лет. И это в три раза больше, чем за предыдущую декаду.

Партнер юридической фирмы Arzinger & Partners Клим Сташевский рассказывает, чем именно примечателен новый китайский закон об инвестициях и какие уроки можно вынести из этой истории белорусам.

«Закон об иностранных инвестициях КНР решает сразу несколько задач. Во-первых, это кодификация инвестиционного законодательства — с 1 января 2020 года иностранные инвесторы смогут опираться на единый регуляторный документ. Сегодня деятельность зарубежных лиц в Китае регулируется тремя разными законами и множеством подзаконных актов», — рассказал эксперт.

Во-вторых, документ призван снять самое главное опасение любого бизнесмена и устанавливает гарантии защиты интеллектуальной собственности инвестора. Ожидается, что это приведет к уходу от практик, когда местные чиновники навязывают инвесторам создание совместных предприятий и обязательный трансфер технологий в страну.

В-третьих, это установление национального режима для иностранных инвестиций (это общепринятый в международном праве принцип, согласно которому иностранные инвесторы могут пользоваться теми же правовыми преимуществами, что и местные бизнесмены). Большинство государств, включая Беларусь, давно предоставляют национальный режим своим инвесторам, но для Китая этот вопрос всегда был непростым, уточняет собеседник.

«Любой новый закон о защите инвестиций — это предложение инвесторам со стороны государства выдать аванс доверия, ведь закон без практики применения — это декларация, а доверие инвестора — очень тонкая материя, редко его получаешь вперед. В то же время инвестиции — это всегда риск, и если сидеть сложа руки, то проиграешь более рисковым инвесторам, каждый это понимает. Лишь спустя несколько лет можно будет сказать, насколько крепкими с правовой точки зрения окажутся эти гарантии защиты прав инвесторов в Китае», — считает Клим Сташевский.

Эксперт уверен, что Китай уже в выигрыше, потому что пока будет формироваться практика применения нового законодательства, в страну потекут иностранные деньги.

Из этой истории можно вынести несколько полезных рекомендаций, полагает эксперт. «Во-первых, всегда нужно исходить из опасений инвестора. Понимая, что боязнь потерять технологии и интеллектуальную собственность — один из основных сдерживающих факторов прихода инвесторов в страну, КНР предложила решение в виде гарантий. Во-вторых, простота и прозрачность условий ведения бизнеса всегда привлекают. Китай разработал единый список исключений, в него входят 48 отраслей, которые не открыты для инвестиций сегодня или которые требуют соответствия серьезным регуляторным требованиям. Государство заявило своим инвесторам, что не будет принимать инвестиции в телевещание, отлов рыбы, религиозное образование и т.п. Инвестирование в атомную энергетику, нефтедобычу и здравоохранение возможно, но только при условии получения лицензий и выполнения дополнительных требований, при этом все они содержатся в одном документе», — рассказал эксперт.

В-третьих, привлечение инвестиций — это история про доверие, напоминает Клим Сташевский. Всегда есть два пути: пообещать много, но выполнить мало (недальновидно в долгосрочной перспективе) или же пообещать много и выполнить максимум (так строятся сильные экономики). Недостаточно просто принять закон, нужно еще и обеспечить его справедливое соблюдение и беспристрастность судов при разрешении споров.

«Беларусь сегодня находится где-то между этими двумя путями: мы обещаем немало, но часто выполняем больше, чем обещаем. При этом инвесторы не всегда об этом знают. Есть надежда, что Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций до 2035 года, работа над которой сейчас находится в завершающей стадии, поможет изменить ситуацию в лучшую сторону: все больше инвесторов будут адекватно воспринимать государство как безопасную и стабильную юрисдикцию для инвестирования. Когда стратегия будет принята, всем: чиновникам, судам, бизнесу — придется приложить немало усилий, чтобы подтянуть уровень доверия инвесторов до реалий и поднять планку выше», — резюмировал собеседник.

Источник