ВТБ с партнерами оспорил итоги конкурса на строительство трамвайной линии

Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

21 спорный километр

Компания «Трамвайные пути Северной столицы» (по 40% у группы «ВИС» и «ИИ Холдинга», который принадлежит структурам ВТБ, 20% — у «Айсиэл») пожаловалась в ФАС на проведение конкурса на право заключения 30-летнего концессионного соглашения о создании и эксплуатации трамвайной сети по маршруту Купчино — Славянка.

В пресс-службе ФАС сообщили РБК, что обращение будет рассмотрено 15 июня, но воздержались от дальнейших комментариев. Представитель «Трамвайных путей Северной столицы» подтвердил РБК, что компания направила жалобу в ФАС 30 мая.

Правительство Санкт-Петербурга объявило о конкурсе на строительство 21-километровой скоростной трамвайной линии Купчино — Славянка стоимостью около 25 млрд руб. в ноябре 2017 года. Соглашение предполагало, что правительство также будет оплачивать эксплуатационные расходы в течение 30 лет. С учетом этих платежей стартовая цена проекта составляла 89 млрд руб. Заказчиком выступил комитет по инвестициям Санкт-Петербурга.

Первоначально заявки подали пять компаний, однако до конкурса добрались только две: «Трамвайные пути Северной столицы» (ТПСС) и «БалтНедвижСервис» (созданная группой компаний «АБЗ-1» и Газпромбанком). Предложение первого участника составило 75,5 млрд руб., а второго — 58 млрд руб. В конкурсе победил консорциум с участием Газпромбанка. 24 мая 2018 года власти Санкт-Петербурга на Петербургском экономическом форуме подписали соглашение с победителем. Финансовое закрытие сделки запланировано на 2019 год.

Не так считали

Как заявил РБК представитель ТПСС, «важные условия конкурсной документации были сформулированы нечетко и позволяли двоякое прочтение». «Неоднозначность конкурсной документации не позволила городу получить объективно сравнимые предложения и выбрать лучшее из них», — сочли в ТПСС.

Собеседник пояснил, что конкурсная документация четко предписывала, что весь сверхдоход от проекта является собственностью Санкт-Петербурга. Финансовое предложение ТПСС было сделано исходя именно из этого условия. Однако, по его словам, второй участник, вероятно, допустил, что концессионер сможет удерживать сверхдоход и использовать его для покрытия своих собственных эксплуатационных затрат.

«Данный подход с присвоением сверхдохода в пользу концессионера позволил заявить более низкую сумму прямых платежей от Санкт-Петербурга, но при этом он предполагает недоплату в бюджет причитающегося городу сверхдохода», — сообщил представитель «Трамвайных сетей Северной столицы».

По его словам, компания надеется, что по результатам рассмотрения жалобы Санкт-Петербург внесет изменения в конкурсную документацию, «исключающие двоякое толкование ее ключевых положений и способствующие честной конкуренции».

В пресс-службе группы компаний «АБЗ-1», партнера Газпромбанка по консорциуму, победившего в конкурсе, сообщили, что при подаче заявок на участие в нем 22 ноября 2017 года все заявители (в том числе «Трамвайные пути Северной столицы») письменно заверили конкурсную комиссию в том, что они «подтверждают свое полное ознакомление и согласие с положениями конкурсной документации». Аналогичные заверения были даны участниками конкурса при подаче конкурсных предложений 19 марта 2018 года, уточнили в «АБЗ-1».

«В связи с этим жалоба, поданная «Трамвайными путями Северной столицы» в ФАС России и содержащая доводы о несогласии данного заявителя с конкурсной документацией, не может не вызывать удивления», — говорится в ответе компании — победителя конкурса. Представитель «АБЗ-1» считает, что ТПСС «в действительности не согласны с объявленными результатами конкурса, а не с конкурсной документацией, которая соответствовала требованиям закона и предоставила всем претендентам равные конкурентные возможности по участию в торгах».

В пресс-службе комитета по инвестициям Санкт-Петербурга сообщили, что жалоба, поданная в ФАС, рассматривается совместно с сотрудниками комитета. «С доводами, приведенными в жалобе, комитет по инвестициям Санкт-Петербурга не согласен и будет настаивать на отклонении данной жалобы», — ответила пресс-служба ведомства.

По словам руководителя исследовательской группы InfraOne Александры Галактионовой, это довольно крупный проект в своем сегменте, он вызвал большой интерес у инвесторов. ​«Неудивительно, что проигравшая сторона пошла в ФАС. Я не исключаю, конечно, что компании удастся добиться отмены итогов конкурса. Но в целом, учитывая, что в партнерах у победившего консорциума Газпромбанк, не думаю, что заявка была составлена с серьезными нарушениями», — отметила она.

Скоростные трамваи Санкт-Петербурга

4 июля 2017 года профильная межведомственная комиссия правительства Санкт-Петербурга согласовала концепции двух проектов линий скоростного трамвая. Одна должна пройти от Купчино через Шушары до Славянки, другая — от станции «Южная» до Колпино. Проекты должны быть реализованы с применением механизмов ГЧП. По расчетам чиновников, от Колпино до «Южной» пассажиры смогут добраться за 30 минут, а от Купчино до Славянки — за 40 минут.

Стоимость строительства трамвайной линии по маршруту «Южная» — Колпино составит не менее 20 млрд руб. Концессионер получит трамвайную линию в управление до 2048 года. Запустить проект планируется в 2021 году. На ПМЭФ турецкая «Ренейссанс Констракшн» подписала соглашение с властями Петербурга о намерении реализовать этот проект. В комитете по инвестициям отметили, что турецкой компании еще предстоит участвовать в конкурсе по этому проекту.

Конкурс по третьей трамвайной линии от станции метро «Кировский завод» до Красного Села анонсировали в апреле 2018 года. Инвестором проекта согласилась выступить турецкая ICA Construction. Протяженность трассы составит 36,5 км, объем инвестиций — 17 млрд руб. со сроком окупаемости четыре года. Инвестор рассчитывает на пассажиропоток более 14 млн человек в год.

Авторы:
Валерия Комарова, Василий Маринин.

Источник