Зачем бюджету правила

Бюджет

© fotolia.com/ venimo

МОСКВА, 12 апр – ПРАЙМ. Сырьевые страны, обладающие большим запасом полезных ископаемых, в благоприятные для экономики времена получают огромные доходы, переполняющие государственный бюджет, а в неблагоприятные – получают большой дефицит и серьезные проблемы с выплатами по долгам и финансированием национальных программ.

Для бюджетной политики любого государства актуальна задача поддерживать оптимальный уровень расходов. Традиционно для решения этой задачи используются бюджетные правила.

В ЧЕМ ПРАВИЛО

Эффект Гронингена («Голландская болезнь»), который несет негативные последствия для экономики в результате укрепления реального курса нацвалюты из-за бума в отдельной отрасли, наглядно продемонстрировал опасность зависимости бюджета страны от экспорта энергоресурсов. Быстрое приращение экспорта в одной отрасли приводит к ускорению инфляции, росту безработицы и торможению других отраслей производства. 

«Голландская болезнь» привела к необходимости применения жестких макроэкономических мер со стороны государства. Фактически, у властей, попавших в такую ситуацию, есть два выхода: стимулирование конкурентоспособности отстающих секторов экономики и замедление укрепления реального курса нацвалюты. Принудительное замедление курса предполагает стерилизацию экспортных доходов, то есть накопление средств в стабилизационном фонде страны.

Особенности корпоративного управления

Такой механизм и представляет собой бюджетное правило, которое вводит количественные ограничения на бюджетные показатели: величину государственного долга, дефицит, расходы и доходы.

Суть правила заключается в сдерживании чрезмерного роста расходов и обеспечении устойчивости госдолга, особенно, когда экономика страны находится в благоприятном периоде.

При использовании механизма ЦБ скупает излишки валютной выручки от сырьевого экспорта, тем самым балансируя спрос и предложение на валютном рынке и не допуская, по крайней мере, номинального укрепления валюты.

Бюджетные правила могут устанавливать отдельные процессуальные нормы, направленные на внедрение практики бюджетного планирования, повышение предсказуемости и прозрачности бюджетного процесса. При правильной конструкции правила позволяют усилить устойчивость экономики.

Практически все страны-экспортеры природных ресурсов имеют бюджетные правила. Тем не менее реализация бюджетных правил не обеспечивает гарантированной стабильности экономики. Так, во время экономических спадов Болгария, Аргентина, Бельгия, Испания отменяли действие бюджетных правил.

КАК ПРАВИЛО РАБОТАЕТ В РФ

Россия традиционно считается сырьевой страной благодаря огромным запасам природных ресурсов. За последние 20 лет ресурсный дар сыграл со страной недобрую шутку, подсадив экономику на «нефтегазовую иглу», с которой долгое время было невозможно слезть. На этом фоне правительство РФ неоднократно прибегало к бюджетному правилу, призванному снизить зависимость экономики от волатильности рынка энергоресурсов и колебаний цен на нефть.

Как центробанки спасают экономику во время кризиса

Так, в 2017 году Минфин начал покупки валюты на рынке для минимизации зависимости курса рубля от волатильности нефтяных цен.

С 2018 года в РФ вступило в силу новое бюджетное правило — все нефтегазовые доходы от цен на нефть выше базового значения, заложенного в бюджете, используются для покупки валюты Минфином и размещения в Фонде национального благосостояния.

В бюджет 2018 года была заложена цена на нефть марки Urals $40 за баррель. В дальнейшем этот уровень подлежит ежегодной индексации на 2%. Разница между высокими ценами и этим значением в экономику не поступает.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

С 2018 году в России заработало четвертое бюджетное правило. Первое бюджетное правило было введено еще в 2004 году.

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин предлагал смягчить правило на 5 долларов, повысив цену отсечения с 40 до 45 долларов за баррель, чтобы отсрочить повышение НДС с 18 до 20% на шесть лет.

Если в начале 1990-х годов только семь стран использовали инструмент бюджетного правила при проведении налогово-бюджетной политики, то в 2015 году таких стран насчитывалось 85.

Источник